Развитие памяти у детей

Вообще сам процесс извлечения из памяти любой ранее полученной информации можно назвать тренировкой памяти.
Но нас интересуют целенаправленные упражнения, которые способны давать качественные шаги в усилении памяти.

Простой пример - таблица умножения. В младших классах каждый школьник изучает эту таблицу, и изучает её методом зубрёжки, то есть запоминания. Это очень хорошее упражнение. Его недостаток только в его скучности. Если школьник не испытывает интереса к упражнению, он будет его выполнять кое-как и ощутимого результата не получит. Если к тому же школьник слабо дисциплинирован, то развитие его способностей будет происходить спорадически от случая к случаю, без каких-либо весомых результатов.

pam-1.jpgПоэтому вопросом номер ноль в формировании упражнений является вопрос привлечения интереса. Это можно решить, если облечь упражнение в поисково-игровую форму.
При раннем развитии детей всё строится на такой поисково-игровой форме - кубики с буквами и цифрами, красочные картинки, игрушки. Но с приходом в школу всё это быстро отсекается. Дети оказываются загружены массой скучных задач, которые часто проходят мимо внимания школьников и не приносят никакой пользы.

А именно в младшем школьном возрасте (с 6 до 12 лет) школьник готов к следующему шагу в своем развитии. Готов к тому чтобы научиться оперировать массивами информации (пример - таблица умножения), научиться находить закономерности и принципы построения этих массивов.
Здесь сразу скажем, что, может быть не всем это понадобится в будущем. Здесь родители совместно с детьми должны определить - нужно им это или не нужно.

Чтобы помочь школьнику (от 6-7 лет) сделать очередной шаг в развитии, необходимо дать ему упражнения в поисково-игровой форме. Скучную таблицу умножения мы заменим на историю с элементами таиственности или с забавными элементами, в которой запоминать, вспоминать, сопоставлять нужно не однообразные цифры, а картинки, значки, забавные названия и имена.

Исходя из принципов игры и поиска формируются материалы для сборников "Короля ребусов". Создаётся взаимосвязанная последовательность задач в игровом оформлении. Элементы одних задач пересекаются с элементами других, какие-то элементы служат подсказками для задач более сложных. Таким образом дети в процессе чтения, просмотра картинок, решения задач вместе с книжными героями ухватывают и удерживают всё больше и больше элементов приключения.

В период тестирования первого сборника "Короля ребусов" в 2003 году интересный результат я получил благодаря сестре, которой тогда было 13 лет. Она понесла сборник в школу и задачами увлёкся весь класс до такой степени, что ребята-одноклассники не только прорешали сборник "от корки до корки", но даже выучили имена всех персонажей. Это дети 13-14 лет, то есть даже старше, чем я изначально расчитывал.

Очень полезным упражнением для развития памяти является вспоминание. Каждый родитель может использовать его каждый день. Выражается оно в том, что забирая ребенка из школы нужно завести с ним ненавязчивый разговор о том, что сегодня происходило на уроках, что было на переменах, с кем ребенок поссорился или подружился. Эта беседа должна быть ненавязчивой, без превращения в допрос, чтобы вызвать у ребёнка вспоминание, восстановление в памяти событий, которые произошли за учебный день. При этом следует детализировать вопросы - говоря о каком-то событии следует спросить: "а что учитель при этом сказал?", "а кто стоял рядом с твоим другом?", "а о чём они разговаривали?". Таким образом ребёнок вызывая в памяти фрагменты, наиболее ярко отпечатавшиеся в ней за счет эмоционального впечатления, восстанавливает детали событий и другие менее яркие фрагменты.

Это упражнение-вспоминание очень полезно не только для развития памяти у детей, но оно крайне полезно и для взрослых - в конце дня вспомнить ключевые произошедшие события. Причём для взрослых вспоминание должно производиться в обратном порядке, то есть от вечера к утру.
Я сам регулярно тренирую память, и применяю для этого различные упражнения.
Разница в упражнениях для детей и взрослых невелика - лишь в уровнях сложности и оформлении.

Я, например, отчётливо помню себя примерно с одно-двухмесячного возраста. У большинства людей этот опыт находится так глубоко, что без целенаправленных усилий ни разу не всплывает в течение всей последующей жизни. А между тем опыт раннего возраста крайне важен. Например, вспоминая и включая в себе состояния раннего возраста можно пробуждать в организме восстановительные программы здоровья.

pam-2.jpgУ памяти есть также оборотная сторона - это способность к планированию. Если память можно назвать видением прошлого, то планирование - это, в некотором смысле, видение будущего. Если у человека плохая память, он не сможет использовать предыдущий опыт и соответственно, не сможет выполнить какое-либо планирование.

Это равновесная система. Если человек способен вспомнить себя, свой опыт, свои состояния за несколько прошедших лет, то он способен и планировать свои действия на несколько лет вперёд. Если же у человека память работает только на сегодня и вчера, то и планировать он способен только на сегодняшний день и не больше.

Память - это свойство целого нейронного комплекса нашей нервной системы. Этот нейронный комплекс мы можем развивать вне зависимости от возраста.

arc-33.jpg Продолжение следует.
Алексей Фокин.